Основной транспортный
самолет армейских ВВС Ki.57 представлял собой развитие пассажирского
самолета, созданного Mitsubishi на базе бомбардировщика Ki.21
по заказу японской авиакомпании «Nippon Koku К.К.». Для использования
на международных трассах авиакомпания хотела получить самолет японской
разработки, с нагрузкой, скоростями полета и дальностью подобной современным
бомбардировщикам. Предварительный проект понравился и армии, которой требовался
самолет для десантирования парашютистов и в качестве штабного. Когда в
августе 1939 года авиакомпания была реорганизована при финансовом участии
правительства в «Dai Nippon Koku К.К.» («Авиалинии Великой Японии»), воздушный
штаб решил объединить требования к самолету Mitsubishi для использования
его и в качестве пассажирского самолета, и в качестве военно-транспортного.
От самолета требовалось перевозить 11 пассажиров и 300 кг груза
на дальность 1400 км при средней скорости 300 км/час на высоте
полета 2...4 тыс. м. Максимальная дальность полета с коммерческой
нагрузкой определялась в 2000 км, без нагрузки – 3000 км.
Экипаж должен был состоять из четырех человек, а взлетный вес – не более
7900 кг.
Транспортный самолет сохранил
от Ki.21-I крыло, хвостовую часть фюзеляжа, шасси и силовую установку.
Фюзеляж на 11 пассажиров был спроектирован заново. Самолет стал низкопланом.
Это позволило убрать из салона лонжероны центроплана. Гражданский вариант
получил обозначение МС-20, а военный – Ki.57. Первый опытный
самолет полетел в августе, и до конца года, несмотря на аварию четвертого
опытного самолета в Токийском заливе, оба варианта были запущены в серию.
Всего с 1940 года по 1942 год Mitsubishi выпустила 101 серийный самолет
под обозначениями «транспортный самолет армейский тип 100 модель 1»
Ki.57-
I и MC-20-I. Hебольшое число Ki.57-I было передано японскому
флоту, где они получили обозначение «транспортный самолет морской тип 0
модель II» или L4M1.
Армия и флот использовали
самолет для перевозки десантников, в качестве связного и транспортного,
а в «Dai Nippon Koku К.К.» в качестве пассажирского, а также сдавали в
наем для военских перевозок. Союзники сталкивались с ними на всех театрах
войны на Тихом океане. Hесмотря на то, что их нужная работа была в основном
малозаметной, славу самолету принесла высадка парашютистов 14.02.1942 на
аэродром и нефтеперегонный завод в окрестностях Палембанга.
В мае 1942 года появилась
улучшенная версия самолета под два 1080-сильных двигателя Mitsubishi Ha-102
в новых мотогондолах и с измененным составом бортового оборудования. Для
«Dai Nippon Koku К.К.» самолет строился под обозначением MC-20-II,
а для армии как Ki.57-II, «транспортный самолет армейский тип 100
модель 2». Всего было выпущено 406 машин этой модификации. Планировалось
также выпускать самолет на «Nippon Kokusai Koge К.К.», но до этого не дошло.
Последний самолет был сдан Mitsubishi в январе 1945 года. После окончания
боевых действий несколько МС-20/Ki.57 использовалось под
контролем союзников в составе «Dai Nippon Koku К.К.» до 10.10.1945, когда
все полеты японских самолетов были прекращены.
После войны трофейные
МС-20
использовались в Китае и Советском Союзе. В частности, известный советский
летчик В. Виницкий много летал и один раз даже возил на этом самолете китайского
лидера Мао Дзе Дуна. По отзыву пилота, МС-20 был одним из лучших
самолетов своего класса, явно превосходя по летно-техническим характеристиках
Ли-2 и С-47. |