И-190 – истребитель,
повторявший по схеме и размерам И-153, являющийся
дальнейшим его развитием, но с двигателем М-88 в 950 л.с. и с рядом
конструктивных и технологических улучшений, сделанных с учетом опыта боев
в Испании и на Халхин-Голе. Предназначался самолет для ведения воздушного
боя при высокой маневренности в групповом бою в сочетании со скоростными
истребителями. Строился И-190 в 1939 году в двух экземплярах.
Конструктивные
особенности: полотно пришивалось по отверстиям с фестонами в полках нервюр,
в канавках их профилей. Этот способ стал общепринятым. Вооружение: четыре
пулемета ШКАС или две пушки ШВАК, бомбовая нагрузка 200 кг. В И-190
было интересное нововведение – в коке винта было сделано осевое отверстие
диаметром около 150 мм для охлаждения втулки и корневых участков
лопастей винта, снабженных для этой цели вентиляторными лопастями в задней
плоскости кока. В производстве находился второй экземпляр самолета, который
должны были снабдить мягкой герметической кабиной, а на моторе М-88 установить
турбокомпрессор, но работы были прекращены.
Первый полет 30.12.1939 произвел
летчик А.И.Жуков, который проводил и дальнейшие испытания. В процессе испытаний
менялись моторы – М-88, М-88Р, М-88А и винты. Самолет показал скорость
450 км/час на высоте 7050 м и потолок 12400 м. После
аварии 13.02.1941 работы по строительству И-190 были прекращены.
И-190 был последний истребитель-полутороплан, доведенный до возможного
совершенства, но уже безнадежно устаревший и не способный конкурировать
с истребителем-монопланом. Однако летом 1940 года Н.Н.Поликарпов сделал
проект истребителя-полутораплана И-195 с двигателем М-90 в 1500
л.с. без лент-расчалок. Расчетная скорость 580 км/час при
полетной массе 2916 кг. Капот с центральным входом воздуха, кабина
закрытая. Преследовалась цель как-то сблизить и объединить в одном типе
признаки маневренного и скоростного истребителей. Проект реализован не
был. |